Муниципальный район "Куйбышевский район"
Калужской области

Администрация МО СП "Поселок Бетлица"

Историческая справка

Куйбышевский район отличается от древнейших городов Калужского края тем, что он, по сравнению с ними, молод. 

До 1944 года район входил в административные группы Смоленской области. В 1944 году была образована Калужская область, куда и был включен Куйбышевский район. 
До 1945 года административно-политическим и культурным центром Куйбышевского района являлось крупное село Мокрое. Указом Президиума Верховного Совета РСФС Р от 13 марта 1945 года районный центр был переносен на станцию Бетлица. В ходатайстве исполкома райсовета депутатов трудящихся и райкома ВКП(б) перед облисполкомом и обкомом партии о перенесении районного центра говорилось; "Районный центр Куйбышевского района целиком уничтожен немецкими захватчиками в период временной оккупации района. Его целесообразно восстановить не в селе Мокрое, а на станции Бетлица, что значительно сократит всякого рода перевозки со станции в районный центр, даст возможность районному центру быстро вырасти в крупный благоустроенный населенный пункт". В этом же ходатайстве указывалось, что районный центр с момента перенесения его на станцию Бетлица следует именовать как поселок Куйбышевский. Но это название не прижилось.

А начиналась Бетлица так.

Еще в начале 30-х годов была построена железная дорога Сухиничи – Рославль, трасса которой проходила по территории Куйбышевского района, нигде не соприкасаясь ни с одним населенным пунктом. На строительстве дороги работали и местные жители. Для обслуживания дороги железнодорожниками вдоль нее были построены служебные и жилые здания. Так на карте железных дорог появилась еще одна ниточка, а на ней небольшая точка с надписью "Бетлица". 

Существует несколько версий того, как станция получила это название. По одной из них название Бетлица произошло по невнимательности чиновника, изготовлявшего печати и штампы для оформления железнодорожных документов: вместо букв "в" и "м" и слове "Ветмица" были написаны буквы "б" и "л". Отсюда и получилось название Бетлица. А при строительстве железнодорожных станций, как правило, давались названия близлежащих деревень. 

Как бы то ни было, а слово "Бетлица" прочно закрепилось за будущим поселком в качестве его наименования. Это была железнодорожная станция с деревянным вокзалом, двумя водонапорными башнями для заправки паровозов и водонасосной станцией на реке Хатожке в полукилометре от станции, двумя казармами для семей железнодорожников. Одна из этих казарм сохранилась до наших дней (это единственное здание, сохранившееся с довоенной поры, не считая водонапорных башен). На месте, где расположен сейчас поселок Бетлица, были лес и болото. Жители деревни Садовище и других деревень ходили сюда за грибами, охотники стреляли дичь.

2

Особенно было много белых грибов на так называемом Трошкином лугу. В самом центре современного поселка когда-то находилось болото. Его следы оставались до 1964 года. 

Был утвержден генеральный план застройки центра  на базе поселка железнодорожников. Возводились, в первую очередь, административные  здания для размещения   аппарата управления.  
Строились они исключительно из дерева. Некоторые были перевезены из Мокрого. В числе первых были возведены здания райкома партии (двухэтажное, деревянное), райисполкома, милиции, прокуратуры, связи и др. Теперь этих строений (кроме старого здании милиции) нет. На месте бывшего здания райкома партии было построено двухэтажное здание Бетлицкого отделения Агропромбанка, а другие снесены из-за ветхости. Параллельно возводились и объекты сферы обслуживания: столовая, гостиница, кинотеатр, больница, школа, почта. Строилось жилье, в основном это были собственные дома. 

С 1 июня 1949 года были присвоены наименования улицам. 
Центральная улица стала называться улицей Ленина;
улица с площадью у кинотеатра - Советской (ныне улица Новосибирская),
улица со школьными строениями - улицей Сталина (ныне улица Циолковского);
улица, идущая с юга на север в пос. Дмитровский - стала улицей Куйбышева;
улица, идущая с юга на север в пос. Михайловский, - ул. Калинина,  
улица, идущая параллельно железнодорожной линии, была названа улицей Кирова.
Первые коммунальные дома появились на ул. Ленина. Эти дома стоят и поныне.

Поселенцы обустраивали свои усадьбы, разбивали палисадники, закладывали сады. Однако на улицах Бетлицы была непролазная грязь, а по ночам непроглядная темнота. Волу брали из глубинных колодцев. О канализации не могло быть и речи. Шестидесятые годы характерны быстрыми темпами хозяйственного и культурного развития Бетлицы. Появились первые строения из кирпича: школа-интернат, общежитие для воспитанников, здание райкома партии, СПТУ-23.  

В I985 году было построено новое здание на улице Прохоренковa, а в 1990 году бывший филиал Мещовского СПТУ-23 получил статус самостоятельного учреждения ПУ-5. Росту жилищно-бытовых и культурных объектов способствовала деятельность двух строительных организаций; МСО (межхозяйственная строительная организация) и ПМК-504 (передвижная механизированная колонна - 504). 

Одновременно строилась Бетлицкая МТС. По завершении ее строительства, в 1958 году, техника двух МТС, располагавшихся на территории района, была переведена в Бетлицу. Но вскоре всю технику передали колхозам и совхозам. А МТС была реорганизована в РТС (ремонтно-тракторная станция).Вскоре эта организация получила новое название - "Сельхозтехника". 

В шестидесятых годах была организована ПМК "Калугамелиорация", которая внесла существенный вклад в освоение старозалежных земель и во введение их в севооборот. В 1976 году была организована самостоятельная организация - "Агропромхимия". 

Во все годы существования района велось активное строительство жилья, производственных учреждений и хозяйственных построек. 1В соответствии с утвержденным народнохозяйственным планом на 1953 год, исполком райсовета решает открыть в пос. Бетлица районную больницу с объединенной поликлиникой на 25 коек. В эти же годы утверждаются планы электрификации населенных пунктов, строительства дорог. 

Электроснабжение в пятидесятых годах осуществлялось с помощью автономных дизельных генераторов, и оттого освещение получалось мигающим . В шестидесятых годах началась электрификация  от Единой энергетической системы страны.
В 1965 году в пос. Бетлица был создан дорожный участок "ДРСУ".
В начале 70-х годов были сданы в эксплуатацию:

  • средняя школа
  • Дом культуры
  • лечебный корпус райбольницы
  • несколько двухэтажных многоквартирных домов.

Широким фронтом велось строительство жилья организациями и учреждениями. Целые улицы в райцентре построены силами

  • РО "Агропромхимия"
  • ПМК "Калугамелиорация"
  • "Сельхозтехники"
  • "Комхоза".      
Для гостей и туристов

Новости и репортажи

Карта.
Поделиться публикацией:

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie